По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете
Дети - будущее нашего государства. Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется характер, укрепляются чувства собственного достоинства и уверенности, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости его взрослых родителей, педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью работы по защите их прав.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Именно воспитатели вносят с первых лет жизни в сознании детей образ мира, дружбы, сотрудничество, терпимости, доброты, закладывая фундамент нового, миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. Нужно сформировать у ребенка представление о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочные отношения к социальным явлениям, фактам событиям, научить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.
20 ноября Всероссийский День правовой помощи детям. С 13 по 20 ноября , в нашем детском саду стартовала «Неделя правовых знаний».
План недели включал различные мероприятия для детей и их родителей. Дети с интересом участвовали в организованной образовательной деятельности, беседах, в художественном творчестве, ролевых играх, в ходе которых они знакомились с основными правами и обязанностями – правом на жизнь и имя, образование и отдых, медицинскую помощь и правильное питание, на любовь и заботу со стороны взрослых.
Задачи проведенных мероприятий:
-закрепить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
учить рассуждать, делать выводы; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
анализировать действия поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни; связную речь, творческие способности;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям,
доброжелательность и контактность.
С детьми были проведены беседы: «Что мне известно о моих правах?», «Вас защищает закон». Итоговым мероприятием в средней группе стала Игра-путешествие «Права детей» под руководством воспитателя Кубаевой Н.А. Вначале мероприятия дети закрепили знания о праве на жизнь, на примере сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок».
Далее был представлен кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка». На примере этой сказки дети закрепили права на жилье и неприкосновенность жилья.
Таким образом, в процессе формирования основ правовой культуры используются различные средства методы и приемы работы с детьми, что обеспечивает постепенный рост уровня их правовой культуры.
В младшей разновозрастной группе изучили сказку «Дюймовочка» с точки зрения права: ребенок имеет право на жизнь, на имя, на жилище, на защиту здоровья. Дети узнали загадки и пословицы о праве, за которое «и малолетний ответственность несет».
Так же в малыши учились распознавать ярко выраженные эмоции людей (смеется, плачет, веселый, грустный). Повторяли правила пребывания в детском саду, соблюдение режима дня. Беседовали о том, для чего надо трудиться.
16 ноября для родителей деток младшей разновозрастной группы была проведена деловая игра «Под защитой закона».
Задачи игры:
- Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека;
- Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье;
- Раскрыть содержание правового воспитания;
- Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.
- Вовлекать родителей в единое образовательное пространство «Детский сад-семья», пропагандировать предупреждение нарушений прав ребенка в семье, налаживать психологический климат между родителями и коллективом детского сада.
Родители с большим интересом выполняли предлагаемые им задания. В процессе игры взрослые обменивались мнениями, знаниями и опытом.
Таким образом, проведенные в младшей разновозрастной группе мероприятия обеспечивают постепенный рост уровня правовой культуры, как малышей, так и их родителей.